Top.Mail.Ru
En

Чиркова Елена Ивановна

Должность

Профессор

Ученая степень

Доктор педагогических наук

Ученое звание

Профессор

Адрес

Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 5, СПбГАСУ

Адрес для корреспонденции

2-я Красноармейская ул., д. 4, Санкт-Петербург, Россия, 190005

Телефон +7 (812) 316-56-96

Основные сведения

Образование

СпециальностьРомано-германские языки и литература КвалификацияФилолог-германист, преподаватель английского языка и литературы (Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 1979)

Повышение квалификации (обучение)

Направленность (профиль), соответствует преподаваемому учебному курсу (модулю)

  • Иностранный язык и русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в неязыковом вузе (30.05.2022–31.05.2022/36/СПбГАСУ)

Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

  • Оказание первой помощи пострадавшим на производстве (2023/16/НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР»)
  • Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (2023/16/НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР»)
  • Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков (2023/16/НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР»)

По профилю педагогической деятельности

  • Цифровые инструменты современного преподавателя высшего образования (13.12.2021–30.12.2021/36/СПбГАСУ)

Информационные и коммуникационные технологии

  • Цифровые инструменты современного преподавателя высшего образования (13.12.2021–30.12.2021/36/СПбГАСУ)

Читаемые дисциплины

  • Английский язык

Профессиональные интересы

  • Методика преподавания иностранных языков
  • Создание учебников и хрестоматий для чтения на иностранном языке
  • Обучение чтению и анализу авторского текста
  • Руководство научной психолого-педагогической школой «Чир-среда»
  • Публикация коллективной монографии «Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе»
  • Работа с сайтом chir-sreda.ru

Научные интересы

  • Невербальные средства коммуникации
  • Теория и практика профессиональной и межкультурной коммуникации
  • Altera lingua – язык художественных произведений
  • Инновационные методики обучения
  • Невербальные способы общения
  • Влияние движения на обучение
  • Типы мышления (клиповое, понятийное, расширенное, визуальное)
  • TED-конференции
  • Инфографика, визуализация
  • Цифровизация образовательной деятельности
  • Принципы создания учебников и учебных пособий

Участие в научных конференциях

Участник более чем 60 научных конференций (включая международные), в том числе:
  • Saimaa's calling (Финляндия);
  • Международный круглый стол «От познания языка – к познанию мира» (СПбГАСУ, Чир-среда);
  • «Педагогические параллели» (СПбГАСУ);
  • Международная конференция по образованию, социологии и гуманитарным наукам (Исландия);
  • 11 International Conference on Education and New Learning Technologies (Palma, Spain, 2019);
  • Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху 2019».
  • XI International Scientific and Theoretical Conference "Communicative strategies of Information Society" (CSIS’19).
  • Ежегодное участие в качестве модератора на международных научно-практических конференциях « От традиций к инновациям в обучении иностранным языкам», проводимых на кафедре иностранных языков СПбГАСУ.

Количество публикаций

Автор более 230 опубликованных научных и учебно-методических работ (в том числе в журналах ВАК, Scopus, WoS).

Наиболее значимые публикации

Учебно-методическая литература

  1. Чиркова, Е. И. Наземные транспортные средства: учебное пособие для курсантов специальностей «Автотехническое обеспечение войск» и «Наземные транспортно-технологические средства» / Е. И. Чиркова. – Санкт-Петербург: Реноме, 2020. – 148 с.
  2. Чиркова, Е. И. Введение в профессию «Экономика строительства»: учебник английского языка для студентов экономических и строительных факультетов университетов / Е. И. Чиркова, С. П. Тихонов; под ред. канд. пед. наук Е. Г. Черновец. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2020. – 158 с.
  3. Чиркова, Е. И. Art of architecture. Student’s book. Part II / Е. И. Чиркова; под ред. канд. пед. наук Е. Г. Черновец; С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2021. – 167 с.

Монографии

  1. Чиркова, Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку / Е. И. Чиркова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2009. – 272 с.
  2. Чиркова, Е. И. Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам в военно-техническом вузе: коллективная монография. Вып. 10 [Электронный ресурс] / Е. И. Чиркова [и др.]; под ред. Е. И. Чирковой, отв. за вып. Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2017.
  3. Чиркова, Е. И. Altera lingua. Язык художественных произведений: монография / Е. И. Чиркова. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018. – 204 с.
  4. Чиркова, Е. И. Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам в военно-техническом вузе: коллективная монография. Вып. 16 [Электронный ресурс] / Е. И. Чиркова [и др.]; под ред. Е. И. Чирковой, отв. за вып. Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2021.

Статьи

  1. Чиркова, Е. И. Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении / Е. И. Чиркова // Военный инженер. – 2017. – № 2 (4). – С. 49–54.
  2. Чиркова, Е. И. Формирование понятийного мышления с помощью чтения / Е. И. Чиркова // От традиций к инновациям в обучении иностранным языкам: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018. – С. 65–76.
  3. Чиркова, Е. И. Правильное чтение невербальных сигналов – залог успешного обучения межкультурной коммуникации / Е. И. Чиркова // Language Flow from Saimaa under sail. – Kielivirtaa Saimaalta – Matkalla, 2018. – 122 c. – С. 93–96.
  4. Чиркова, Е. И. Использование интернет-пространства для повышения мотивации при обучении английскому языку / Е. И. Чиркова, П. А. Малкина // Педагогические параллели: материалы VI Международной научно-практической конференции 25 октября – 2 ноября 2018 года. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018. – С. 917–922.
  5. Чиркова, Е. И. О качестве статей в базе данных РИНЦ и проблемах публикаций материалов / Е. И. Чиркова, Л. С. Алпеева // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография [Электронный ресурс] Вып. 5 / Под ред. Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2018. – С. 10–22.
  6. Чиркова, Е. И. Искусство сторителлинга в обучении говорению / Е. И. Чиркова, Е. М. Зорина, П. А. Степичев. – Искусство и образование. – 2018. – № 4 (114). – С. 85–95.
  7. Чиркова, Е. И. Визуализация учебного материала при создании специальных учебных текстов / Е. И. Чиркова, А. Н. Быкова, И. А. Изергина. – Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография. Вып. 5 / Под ред. Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2018. – С. 33–45.
  8. Чиркова, Е. И. Формирование целостного образа художественного произведения, или «Запах книги» / Е. И. Чиркова // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Вып. 2 [Электронный ресурс]: коллективная монография / Под ред. Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2018. – С. 11–33.
  9. Чиркова, Е. И. Особенности подготовки адъюнктов при написании научных статей на английском языке для публикации в базах данных Scopus и Web of Science / Е. И. Чиркова, Т. М. Толмачёва // Global scientific potential / Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 5 (98). – С. 22–29.
  10. Использование элементов TED-конференций на занятиях по иностранному языку / Е. И. Чиркова, Е. М. Зорина, Е. Г. Черновец, С. Б. Пашкин // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age 2019”, EEIA-2019) / Под ред. С. В. Ивановой. – Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – С. 1107–1121.
  11. Чиркова, Е. И. Архитектура учебной аудитории по иностранному языку / Е. И. Чиркова // Русский язык в полиэтническом пространстве военного вуза: материалы II Межвузовской научно-методической конференции 12 декабря 2019 г. / Под ред. Н. В. Давыдовой, Н. Ю. Васильевой. – Санкт-Петербург: Военная академия связи, 2019. – С. 207–218.
  12. Чиркова, Е. И. Профессорская этика / Е. И. Чиркова // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография / Под ред. Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2019. – С. 87–98.
  13. Чиркова, Е. И. Методика как междисциплинарная наука / Е. И. Чиркова, Е. М. Зорина // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография [Электронный ресурс] Вып. 7 / Под ред. Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева. – Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2019. – С. 56–76.
  14. Zorina, E. Visualization method of educational information of the english language grammar communicative teaching in a non-linguistic university / E. Zorina, E. Chirkova, E. Chernovets // 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain. 1–3 July, 2019. – P. 609–613.
  15. Zorina, E., Chirkova E. 2019. Using Content and Language Integrated Learning to build students’ basic skills in professional training. In Proceedings of Communicative strategies of the information society (CSIS’19). ACM, October 25-26, 2019, Saint-Petersburg, Russia. ACM, New York, NY, USA, 6 pages. https://doi.org/10.1145/3373722.337379
  16. Чиркова, Е. И. Метод управляемых открытий на занятиях по иностранному языку / Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Серия «Научная психолого-педагогическая школа "ЧИР-среда"» [Электронный ресурс]: коллективная монография. Вып. 13 / Под ред. Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева. – С. 86–96.
  17. Чиркова Е. И., Резинкина Л. В., Зорина Е. М. Digital Pedagogical Cues for the Development of Creativity in High School (2021-10-25) International conference of the specialist of the future PCSF: Technology, Innovation and Creativity in Digital society, p.p. 858–867.
  18. Чиркова Е. И., Черновец Е. Г., Зорина Е. М. Application of pedagogical cues for teaching grammar in technical higher education institutions / Revista EntreLinguas https://periodicos.fclar.unesp.br/entrelinguas/article/view/15135

Дополнительная информация

Редактор серийного издания «Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе» (коллективная монография, четыре раза в год).